Неприятие конфуцианской системой

Прежнее сочетание земледелия с домашними промыслами уходило в прошлое. Безусловное превосходство земледелия над промышленностью по части производительности труда в одних случаях стало меньше, в других свелось на нет. Экономическая и структурная однотипность деревни и города разрушалась. Средневековое отставание города от деревни прекратилось. и город постепенно выходил вперед. Он уже не был частью традиционной, а точнее, «деревенской» арендно-бю- рократической системы. По мере хозяйственного и социального подъема Шанхай, Тяньцзинь, Ханькоу, Таншань, Гуанчжоу и другие города вступали в иную историческую эпоху, начали «выпадать» из старой средневековой структуры. Все это говорило о кризисе традиционных устоев, хотя уездные и окружные центры в большинстве своем все еще оставались под прочным влиянием прежней «деревенской» доминанты. Неприятие конфуцианской системой предпринимательского начала было перечеркнуто самим фактом возникновения и роста капиталистического уклада. Прежняя устойчивость экономических и социальных отношений сменилась их неопределенностью, свойственной переходному периоду. Одним из слагаемых кризиса стало нарушение механизмов функционирования традиционного общества. Его былая скованность сословной системой уходила в прошлое. При этом сама косность этой системы, которая была неадекватна европейской, облегчала ее распад. Старая иерархия четырех сословий (сыминъ) стремительно теряла свое значение, на смену ей выступали новые социально-классовые образования. Оказались нарушены многовековые традиции соподчинения определенных базиса и надстройки, в особенности ее верхних звеньев.

Рубрики: История Китая
Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Комментарии в настоящее время закрыты.

Комментарии закрыты.